«Эффект Николаева» и школа

Автор: Авторский коллектив / 17 Июля 2016 г. / 0 комментариев
«Эффект Николаева» и школа

На пленарном заседании Международного симпозиума «Образование в целях гармоничного развития учащихся», проведённом Советом Федерации в октябре 2010 года, был показан фильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации» (его можно посмотреть на сайте Российского Союза за здоровое развитие детей: http://obrzdrav.ru/video.shtml). Хотя речь на Симпозиуме шла о тяжёлых последствиях влияния гиподинамии и гипокинезии в учебном процессе на здоровье современных детей, но в качестве примера было показано, как космическая медицина открыла механизм быстрого разрушения здоровья человека в условиях космического полёта, когда гиподинамия и гипокинезия проявляются в крайней форме.

Итак, 1июня 1970 года стартовал космический корабль «Союз-9». Это был десятый год пилотируемых космических полётов. Космонавты Андриан Николаев и Виталий Севастьянов работали на орбите почти 18 суток. По тем временам это был рекордный по продолжительности полёт. Но в историю космонавтики и мировой медицины он вошел, прежде всего, своим неожиданным результатом. После приземления у космонавтов резко ухудшилось состояние жизненно важных функций. Огромных усилий потребовалось от врачей, чтобы спасти им жизнь. Только через неделю после полёта космонавты смогли встать на ноги. После этого им потребовался продолжительный курс реабилитации. С тех пор в медицине появился термин «эффект Николаева», который описывал явления физического и психического разрушения здоровья человека от обездвиженности в условиях невесомости, как крайней формы гиподинамии и гипокинезии.

 

Представители космической медицины пришли к выводу, что 18 суток являются предельным сроком пребывания человека в космосе. Казалось, пилотируемая космонавтика не может дальше развиваться. Советские американские медики начали активный поиск решения этой проблемы. Выход нашли советские специалисты. Решение оказалось простым. Оказалось, что надо нагрузить скелетно-мышечную систему космонавта, создать имитацию гравитационного воздействия на его организм. Так была разработана система защиты космонавта от разрушительных воздействий невесомости. Основу этой системы составляют интенсивные занятия на беговой дорожке, велоэргометре.

Изумляет, насколько прочен организм человека и универсальны механизмы поддержания его жизнедеятельности. 2-х часовой ежесуточной нагрузки на скелетно-мышечную систему оказалось достаточно, чтобы обеспечить работу человека в космосе более года. Именно эта нагрузка была положена в основу системы защиты космонавтов от «эффекта Николаева». Можно сказать, пилотируемая космонавтика получила вторую жизнь.

К сожалению, это открытие советской космической науки исследователи не перенесли в нашу повседневную земную жизнь. Всё больше людей понимают, что недостаток движения является бичом современной цивилизации. Особенно это видно в современной школе. По данным специалистов, 70-90 процентов времени бодрствования современные дети и подростки проводят в сидячем положении. А ведь генетическая потребность и страсть к движениям у развивающего ребёнка во много крат выше, чем у взрослых. Склонённый за партой ребёнок вызывает у взрослых умиление – ребёнок овладевает знаниями. Но, как показано в фильме, ведущие российские медики, специалисты по различным болезням, констатируют иное: в это время ребёнком овладевают болезни раннего старения.

 

В те же 70-е годы этот же механизм был вскрыт группой учёных под руководством д.м.н. Базарного В.Ф. из Красноярского НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР, которая занималась проблемой угасания здоровья учащихся.

При этом комплексом научных исследований впервые в мировой науке было установлено, что организация учебно-познавательного процесса на основе доминантной сидячее–обездвиженной, закрепощённой учебной позы является главным фактором глубокой и нарастающей в поколениях дезорганизации конституции людей на генетическом, клеточном, телесном и психомоторном уровне. «Эффект Николаева» проявляется в современной образовательной среде так же как и в космосе. Установлено: систематическое образование (а, по сути, воспитание) детей в сидячей позе приводит к деградации в поколениях видового эволюционно значимого телесно-гравитационного баланса (равновесия), в итоге – сенсорного контроля за произвольной психоконструирующей моторной сферой. В свою очередь, это привело к зарождению и нарастанию в поколениях таких «современных» синдромов как психомоторного напряжения (стресса) детей в процессе их учебной деятельности, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), а так же психоэмоционального выгорания. Внешним выражением внутреннего напряжения ребенка является пребывание его в мышечном спастическом состоянии, сопровождающемся недопустимо низким склонением над учебным столом, (синдром низко склонённой головы). Данный синдром есть основной внешний признак внутреннего стресса и запуска механизма разрушения здоровья детей. Его открытие Председатель Президиума Сибирского Отделения АМН СССР в 70-е годы прошедшего века академик В.П. Казначеев оценил как «научное открытие мирового значения».

Исследованиями было установлено главное – механизм разрушения здоровья и в космосе и на Земле одинаков. Только там хватает дней, а на Земле школьных лет, чтобы произошла трагедия.

В.Ф. Базарным, его учениками и последователями доказано самое главное: изменение укоренённой в школе согбенно-напряжённой доминантной учебной позы качественно улучшает здоровье. Основной должна стать сообразная видовой эволюции человека прямоходящего телесная вертикаль. Она возвращает детям гравитационную опору, укореняет и развивает телесно-координаторные функции, повышает творческий потенциал моторных способностей рук и, как следствие, нейтрализует синдром стресс-напряжения детей в учебном процессе. В результате нормализуется генетическая, клеточная и иммунологическая активность; оптимально развиваются функциональные системы, обеспечивающие гармоничное развитие ребенка.

При всей многогранности подходов к развитию, сбережению и укреплению здоровья учащихся (питание, экология, гигиена, профилактическая медицина, коррекционная педагогика и т.д.) профессор В.Ф. Базарный с учениками органически соединили учебный процесс с постоянной ориентировочно-поисковой деятельностью на основе реальных движений. Это создало условия для максимального удовлетворения ребёнка в двигательной активности. Этим факторам отводится основная роль в полноценном развитии растущего организма и профилактике школьных форм патологии.

Несмотря на то, что прошло 33 года после публикации положительных результатов данной системы в «Медицинской газете», 23 года после утверждения программы министерством здравоохранения РФ, более 10 лет после получения на данные режимы положительного заключения Роспотребнадзора проблемой проблем является игнорирование этой программы системой управления образованием на фоне неуклонного роста обездвиженности учащихся. А ведь ещё И.П.Павлов говорил: все лечебные средства не могут заменить одного движения. Движение же может заменить все виды лечений. Нынешние управленцы (вчерашние школьники), взращенные системой образования в массе своей психологически, да и физически не могут преодолеть привычку к сидению. И лишь отдельные волевые личности могут это сделать.

Только один пример. Известный норвежский ученый Х. Сейффарт приводит такие данные обследований учащихся в 50-е годы: из 229 ребят 1-го класса лишь у 5 процентов имелась удовлетворительная осанка. И это в спортивной Норвегии! Исправить ее только за счет увеличения числа уроков физкультуры и занятий в спортивных секциях нельзя. Существенно улучшить осанку можно только за счет рационально-подвижной (динамической) организации каждого академического урока.

Несмотря на это, система образования по-прежнему, упорно годами вырабатывает так называемую «педагогическую усидчивость», а по сути, вырабатывает в детском возрасте устойчивый косно-неподвижный динамический стереотип (привычку), который, в конце концов, и заканчивается синдромом «детей овощей» (дети не хотят двигаться!), а так же хроническими неэпидемическими болезнями взрослых. И эти болезни со второй половины XX века имеют стойкую тенденцию к росту во всех развитых страна, где прочно господствует современная система образования.

 

Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его учениками и последователями была создана система перевода образовательных учреждений страны на здоровьеразвивающую основу. С целью практической реализации телесной и чувственной активности детей на академическом уроке разработаны педагогические здоровьеразвивающие технологии, включающие оригинальные средства сенсорной дидактики и режимы обучения, которые апробированы в более 3,5 тыс. образовательных учреждениях (преимущественно в России и странах СНГ). Основой данной программы является перевод эргономики учебного процесса в образовательных учреждениях, а так же целого ряда профессий, сопровождающихся обездвиженностью на фоне зрительного и нервно-психического напряжения, на природосообразную основу, обеспечивающую возможность непосредственно в процессе труда поддерживать малые формы двигательной активности с учётом требования организма человека. Школьная мебель конторка и связанные с ней режимы обучения являются революционным подходом (простым и самым дешёвым) в эргономике рабочего места учащегося, да и взрослых людей, профессиональная деятельность которых связана с сидячей работой.

За 33 лет исследований установлено, что только при использовании конторки и режима «динамических поз» в школе и дома:

жизнестойкость организма ребёнка увеличивается в 2-3 раза;

плотность двигательной активности на уроке возрастает в 5-8 раз;

проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии у детей уменьшается в 5–6 раз;

в 2-4 раза снижается заболеваемость учащихся и болезни косно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы и других систем ребёнка;

в классах, работающих в традиционном режиме за партой, более 60 % учащихся поддаются гипнозу, что практически не отмечается у детей и подростков, занимающихся за конторками. Таких детей трудно подчинять своей воле. У них нет психозависимости.

Таким образом, НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН является alma mater самого действенного профилактического направления формирования здоровья народа на этапе детства, разработанного в 80-е годы коллективом учёных под руководством основоположника теории и практики отечественной здоровьеразвивающей педагогики, д.м.н., профессором В.Ф. Базарный.

Научные выводы данного исследования универсальны и доказательны. Они вполне применимы при организации рабочих мест в современных офисах, профессиональная деятельность в которых связана с напряженным зрительным трудом и дефицитом движения. К тому же есть опыт внедрения данного профилактического направления ещё в 80-е годы в «Сибцветавтоматика» (Новосибирск) и ряде других предприятий Сибири, который был отмечен золотой медали ВДНХ (1987 г.).

Федеральная программа такой реорганизации рабочего места людей с позиции эргономики, обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья, станет пионерской в мировой и отечественной практике обеспечения простой, но наиболее эффективной методикой профилактики ухудшения здоровья работников и примером для других стран. В мире растёт потребность к такому к такому подходу. На Западе, спустя 33 года после публикации о достижения отечественной науки по данной тематике, такая тенденция появилась, но носит стихийный характер. Так, например, по сообщению газеты «Ведомости» от 8.09,2011 г. в Силиконовой Долине (США) сотрудники «Google», «Facebook» и других известных компаний по собственной инициативе в массовом порядке переходят на конторки. Неужели опять Россия начинает упускать свой приоритет, и мы скоро будем брать пример с … американцев?

Будем, если система управления Россией не станет восприимчивой к своим прорывным и не затратным разработкам. Пример с космосом весьма поучителен. Там на создание системы защиты космонавтов от «эффекта Николаева» и её запуск потребовался год, и она стала неотъемлемой частью программы работы космонавтов и одним из важнейших компонентов их жизнеподдержания. А на Земле и за более чем 30 лет после открытия красноярских учёных, детей по-прежнему «образовывают» на стульчике, в режиме «великого сидения». В итоге, все болезни резко помолодели, инсульты и инфаркты перешли в школу, репродуктивная система находится под угрозой (только один пример по мальчикам: за последние 40 лет болезни репродуктивных органов увеличились более чем в 30 раз!). Специалисты разных болезней в тревоге отмечают, что болезни пожилых людей перешли в детство. И то ли ещё будет…

Будет, если власть, общество – а это всё родители – не проявят элементарную заботу о детях, дав им, да и себе тоже, свободу движения.

Основной задачей Российского Союза за здоровое развитие детей является перевод деструктивной для здоровья детей современной среды обитания, в т.ч. и в семье, и, особенно, в системе современного образования, на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу. Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по здоровому развитию ребёнка в семье и школе, «модернизации образования», «новой школе» и подобным «инновациям» обречены на провал, как и все предыдущие многочисленные и весьма затратные федеральные и региональные программы, связанные с улучшение детского (да и не детского) здоровья.

Фильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации» заканчивается словами: «Порой говорят: школа – это стартовая площадка в жизнь. Не засидитесь на «старте»! ПОРА ВСТАВАТЬ!». 

В. В. Берчун